гооуспо                   
ДИМИТРОВГРАДСКОЕ    МУЗЫКАЛЬНОЕ     УЧИЛИЩЕ

 

Наши
контакты

Карта сайта

Учредитель

Сведения
об образовательной организации

Об училище

Абитуриенту

В помощь
абитуриенту

Отделения -
специальности

Сектор
педагогической
практики

Студенческий
форум

Наши выпускники

Центр
трудоустройства выпускников

Методическая
полка

Творческие
коллективы

Конференции,
фестивали, конкурсы

Наши лауреаты

Архив событий

Антикоррупционная
деятельность

________

Фото-галерея русских композиторов классиков

Glinka
М.И. Глинка
(1804-1857)


Dargomigcski
А.С. Даргомыжский
(1813-1869)



Balakirev
М.А. Балакирев
(1837-1910)



Musorgski
М.П. Мусоргский 
(1839-1881)


__________



    

МИНИСТЕРСТВО ИСКУССТВ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное
бюджетное  учреждение

среднего профессионального образования
«Димитровградское музыкальное училище (техникум)»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Преподавателя  ОГОБУ СПО «Димитровградское
музыкальное училище (техникум)

Зевахина С.И.
по специальности «Инструментальное исполнительство.
Инструменты народного оркестра»

Тема: «Методические особенности
организации коллективного музицирования
(народные инструменты)
 в детских школах искусств».

 

Димитровград
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение                                                                                                     
  • Планирование и организация работы в детском
    музыкальном коллективе    
  • Влияние репертуара на учебно-воспитательный
    процесс в ансамбле (оркестре)                                                                                                             
  • Педагогический авторитет руководителя детского коллектива                                  
  • Заключение                                                                                                   
  • Список литературы                                                                                            

1. ВВЕДЕНИЕ

       Исполнительство на русских народных инструментах обладает большим нереализованным воспитательным потенциалом. В целом в процессе обучения игре на русских народных инструментах происходит погружение личности в процесс творчества, ознакомление с традициями и ценностями русского народа.  В процессе же коллективного музицирования активно протекает процесс социальной адаптации ребенка к взаимодействию в коллективе, к подчинению своих интересов общим целям. 
       В связи с изменением общей стратегии развития всех ступеней образования, требуется глубокое переосмысление учебного процесса низшего музыкального звена – детских музыкальных школ, школ искусств – изначально ориентированного, прежде всего, на подготовку детей к обучению в средних специальных заведениях и практически не дающего подготовки в области домашнего музицирования, в том числе и коллективного. 

2. Планирование и организация работы в детском музыкальном коллективе
Реальные возможности в детском музыкальном коллективе (ограниченность учебного времени, добровольность обучения, определенная текучесть состава коллектива и т.д.) не позволяют дать участникам исчерпывающие музыкально-теоретические знания, широко и разносторонне ознакомить их со всем многообразием творчества большинства композиторов. Да и в этом нет необходимости: общее музыкальное образование не предусматривает профессионального обучения. Оно направлено, прежде всего, на то, чтобы обучить детей грамотно, выразительно играть на музыкальном инструменте, дать им основные знания о музыкальном искусстве, ознакомить в пределах возможного с творчеством виднейших отечественных и зарубежных композиторов. Для учащихся необходим такой объем знаний, который давал бы им возможность в доступным для них пределах разносторонне познать музыку, развивать свои творческие способности, повышать общую музыкальную культуру, заниматься в дальнейшем самообразованием. Внимание при этом уделяется овладению нотной грамотой, приобретению прочных исполнительских и ансамблевых навыков, формированию умения работать самостоятельно.
Занятия музыкой нельзя вести в отрыве от постижения таких составных элементов музыкальной речи, как, например, лад, метр, ритм и др. Стало быть, уже на первых порах обучения, наряду с исполнительством и совместно с изучением нотной грамоты, учащихся важно знакомить с понятиями, объясняющими закономерности строения музыки: специфической организацией звуков (ладовой, метроритмической), выразительным значением лада, метроритма, темпа, динамических оттенков. При этом, естественно, учитывается доступность, как сообщаемых знаний, так и исполняемого репертуара для учащихся определенного возраста, их общая и музыкальная подготовка. На начальном этапе им дается лишь основное, существенное, что характеризует музыкальный процесс. Чтобы ученики получили более глубокое представление о музыкальном искусстве, их знания необходимо обогащать сведениями о некоторых музыкальных жанрах, о жизни и творчестве композиторов, об эпохе, в которой создавались исполняемые произведения, об особенностях музыкальных стилей. Выявить закономерности строения музыки,  можно лишь зная структуру музыкальных построений (фраза, предложение, период, форма в целом), учащимся необходимо сообщить понятия из этой области: понимание структуры, формы музыкальных сочинений поможет не только охватить произведение целиком, но и более четко выявить его художественный замысел. Нельзя углубить знания о музыкальной форме, не сообщая некоторых понятий, например, из области гармонии. Для развивающегося музыкального искусства в последнее время характерна своего рода «ломка» музыкальных традиций и, в частности, поиски новых средств выразительности.
Обновление современного музыкального творчества нашло выражение в расширении ладового, ритмического и интонационного склада, в использовании необычных гармонических сочетаний, зародившихся вновь бытовых жанров, некоторых форм джаза, легкой музыки. В содержании обучения детских ансамблей и оркестров эти явления должны в определенной степени получить свое отражение. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах приемы руководителя ансамбля специально направляются, прежде всего, на развитие у детей способности восприятия музыки, воспитания их музыкально-художественного вкуса. Это важно потому, что восприятие музыки лежит в основе музыкально-эстетического восприятия, и, не развивая этой способности, никакой другой последующей деятельности успешно вести нельзя. Нужно иметь в виду, что способность эта может быть сформирована лишь в результате направленного, последовательного педагогического руководства. Известно, что от высококачественной игры зависит художественность исполнения, что в свою очередь усиливает воздействие музыки, а, следовательно, повышает ее воспитательную функцию. Поэтому, для успешного осуществления музыкального воспитания в детском ансамбле посредственным исполнением музыкального произведения ограничиваться нельзя.
Обучение игре должно быть нацелено на достижение художественного, выразительного исполнения: высококачественное исполнение является одним из основных педагогических требований. В структуре содержания обучения оно должно занимать ведущее место, ибо только в этом случае занятия в ансамбле и исполнительская деятельность будут иметь познавательно-воспитательный смысл. Выразительная игра предполагает (помимо совершенного усвоения учеником специальных знаний) наличие музыкальных способностей (ладовое чувство, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство и др). Между навыками, с одной стороны, и музыкальными способностями, с другой, существует глубокая взаимосвязь и взаимообусловленность. Так, например, отсутствие необходимых исполнительских навыков тормозит развитие музыкальных способностей. В то же время слаборазвитые музыкальные способности препятствуют формированию интереса к занятиям. Необходимо учитывать то, что музыкальные способности должны развиваться в совокупности, параллели и тесной взаимосвязи, так как они независимо друг от друга существовать не могут. Определяющим фактором в формировании игровых навыков и ведущей стороной в работе коллектива является коллективное, групповое и индивидуальное исполнительство. Особое значение в практике коллективного музицирования  имеет чтение нот с листа. Эта сложная форма умственной деятельности, включающая в себя такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение. Очевидно, формирования у детей рациональной системы приемов, способствующих приобретению навыков свободной ориентировки в нотном тексте и быстрого чтения его, должно являться одним из непременных элементов содержания обучения в детском музыкальном коллективе. Музыкальное исполнительство невозможно вне формирования таких качеств личности, как активность, способность к творчеству, инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Значит,  эти качества совершенно необходимы участнику коллектива. Таково содержание обучения в детском музыкальном коллективе. 
       Планирование работы. Одним из условий успешной организации занятий является планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы коллектива. Работая над планом, важно учесть все многообразие предстоящей деятельности коллектива, цель, задачи обучения и воспитания, продумать отбор средств и методов, которые должны быть применены в данный период обучения. В практике коллективного музицирования различают несколько видов рабочих планов, каждый из которых имеет свое назначение, - перспективные, текущие и календарные (календарно – тематические) планы.
       Перспективный (годовой) план составляется по основным направлениям деятельности ансамбля (оркестра) и состоит из следующих разделов:
     Основные задачи коллектива на текущий год определяются главные направления работы коллектива, объем, содержание этой работы, ставятся задачи на планируемый период по повышению исполнительского уровня, воспитанию участников с учетом требований современных реалий.
     Организация деятельности,  где перечисляются планируемые мероприятия:
- комплектование и доукомплектование коллектива (проведение с этой целью агитационных работ в общеобразовательных школах, изготовление объявлений, подготовка передач по местному радио о школе и коллективе);
- приобретение, ремонт и изготовление инструментов, пультов, приобретение необходимой нотной литературы, нотной бумаги, карандашей, организация фонотек  и т.д.;
 - подготовка и проведение собрания участников коллектива, на котором должен быть избран его актив (староста, концертмейстеры, библиотекарь),    принят устав или положение об ансамбле (оркестре), обсужден план работы на текущий год, проведение родительских собраний.
    Учебно-творческая работа, где  определяются: 
•    мероприятия по повышению исполнительского мастерства участников коллектива, совершенствование их технических навыков, примеров игры;
•  коллективные, групповые и индивидуальные занятия;
•    изучение нотной грамоты, элементарной теории музыки, сольфеджио и музыкальной литературы;
•   проведение репетиционной работы;
•    предлагаемый к изучению репертуар, конкретные пьесы, которые будут разучиваться по полугодиям.
Воспитательная и образовательная работа.  Планируются мероприятия, основная цель которых развивать нравственную культуру и эстетические вкусы участников. 
Концертные выступления указываются в хронологическом порядке основные предлагаемые выступления ансамбля (оркестра):
•   в сводных концертах, посвященных знаменательным датам;
•   в концертах-смотрах;
•  в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях;
•   в творческих отчетных концертах.
     Предложенная структура перспективного планирования годовой работы детского музыкального коллектива является примерной. Следует иметь в виду, что планируемая работа должна носить конкретный характер и ее объем не должен завышаться. Составление плана невозможно без привлечения актива всех участников. Обсужденный и принятый коллективом план становится его программой. Ответственность за реализацию плана в полной мере ложится на руководителя. Он обязан в деталях продумать, как его реализовать, добиться максимальной воспитательной, творческой отдачи от каждого проведенного мероприятия. В отличие от перспективных планов, за выполнением которых ведется контроль со стороны администрации школы, текущее планирование не имеет столь строгой регламентации. Подготовка к урокам – дело сугубо индивидуальное. Каждый педагог исходит из реальной потребности в таком планировании, опираясь на свой опыт и используя привычные формы самостоятельной творческой работы.        
Планируя работу детского коллектива, следует исходить из расчета двух (в начальный период трех) занятий в неделю не менее двух часов каждое. Специальные часы отводятся для групповых и индивидуальных занятий. Текущий план работы целесообразно составлять на одну неделю, то есть на два (три) занятия. Этим планом предусматриваются: программные требования проводимых занятий; используемый репертуар; отдельные наиболее существенные приемы и способы обучения участников, использование конкретных методических пособий. Успешной реализации текущего плана поможет планирование отдельных занятий. Они могут быть двух видов: общего характера и детально разработанные. Развернутые планы занятий требуют от руководителя много времени, однако ценность их в учебно-воспитательной работе огромна. В них определяется цель занятия, содержание и схема его построения; какие знания должны быть приобретены; методы и методические приемы работы над учебно-инструктивным и художественным материалом. Указывается также время и последовательность ведения занятия. На каждом занятии дается столько материала, сколько могут легко усвоить ученики в отведенное время. Переходить к изучению новых заданий можно лишь после того, как руководитель убедится в прочном закреплении учащимися пройденного.  
Важным фактором в успешном проведении музыкальных занятий является определение учебного материала, его отбор и использование в соответствии с программными требованиями. Он подбирается с учетом музыкального развития, технической подготовленности участников для каждого конкретного периода обучения. Составление рабочих планов – процесс творческий, а не формальный. В умении хорошо спланировать свою работу и работу коллектива проявляются мастерство и опыт преподавателя. Ведь ему приходится координировать установки и требования программ с реальными условиями учебного процесса. От повседневной творческой работы, протекающей за пределами коллектива, в значительной степени зависит рост мастерства преподавателя, а с ним – и результаты обучения.  
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является проверка знаний, умений и навыков участников, правильная постановка которых в решающей степени обеспечивает качество результатов обучения, эффективность занятий. Ведя проверку, руководитель выявляет те знания, которые явятся основой для овладения новым учебным материалом. Проверка знаний дает возможность руководителю наблюдать процесс их формирования у всего коллектива, выявлять индивидуальные особенности учащихся, а участникам коллектива - видеть результат своих усилий. Лишь в результате проверки можно выявить и объективно оценить знания, умения и навыки участников, что имеет большое воспитательное значение. Руководителю важно иметь в виду, что методика проверки и оценки знаний в музыкальной самодеятельности имеет свои особенности. Традиционные формы проверки (практикуемые, например, в школе), здесь неприемлемы. Учет знаний осуществляется преимущественно путем наблюдения за достигнутыми успехами участников, промахами и ошибками, допускаемыми или в процессе практических и теоретических занятий. Это не исключает и специально устраиваемых проверок, однако, к таким проверкам следует относиться очень осторожно.
Исходя из задач, стоящих перед коллективом в определенный период работы, руководитель применяет различные формы проверки. Это могут быть, например, индивидуальное исполнение участниками сольных ансамблевых партий, отдельных трудноисполняемых мест, игра инструктивного материала и др. Предпочтительнее вести проверку по группам или проверку нескольких учащихся, исполняющих общую партию. Групповая проверка к тому же позволяет руководителю экономить ограниченное репетиционное время. Наряду с проверкой практических навыков учащихся в процессе занятий выявляются знания по музыкальной грамоте, что делается с помощью краткого опроса, который может быть как индивидуальным, так и фронтальным. Индивидуальный опрос занимает много времени, поэтому предпочтение отдается фронтальному опросу, позволяющему выявить общую картину освоения учащимися того или иного учебного материала. И хотя такая проверка не дает полного представления о прочности, полноте и глубине знаний, длительное наблюдение за ответами учащихся в конечном итоге позволит достаточно объективно установить усвоенный объем знаний каждым.
Учет и проверка знаний, как известно, завершается оценкой. Между тем в детском коллективе выставлять оценку в баллах не следует. Необходимо учитывать особенности массового музыкального образования, которое не ставит целью достижение конкретного уровня знаний. Основная задача – общее музыкальное развитие участников и, главным образом воспитание. Оценка дается обычно в одобрениях, похвалах, поправках, исправлениях ошибок. Старания и успехи учеников обязательно следует отмечать. Оценка всегда связана с самооценкой ученика, что не всегда учитывается педагогом. Знания также должны быть строго учтены в процессе объяснения и закрепления учебного материала. Большое значение в совершенствовании организации учебно-воспитательного процесса имеет текущий учет. Здесь важны не столько оценка получаемых учениками в результате занятий знаний, сколько выявление их прочности, определение уровня познавательно-творческой деятельности каждого участника коллектива.
Особое место в работе ансамбля (оркестра) занимает итоговый учет. Сравнивая исходные знания с полученными в итоге проделанной работы, руководитель может судить об эффективности занятий, о музыкальном росте учащихся, уровне подготовленности коллектива в целом. Итоговый учет может быть проведен в конце учебного полугодия или года. Одним из видов учета постановки учебно-воспитательной работы в детском коллективе являются его публичные выступления. Это не только показ результатов повседневного труда коллектива, но и итоговая проверка всей его деятельности. На отчетных выступлениях и показах особенно ярко проявляются как положительные, так и отрицательные качества ансамблевого исполнительства, уровень подготовленности организационной стороны учебно-воспитательного процесса. 
Таким образом, музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса: формирование практических (технических, музыкально-исполнительских, ансамблевых) навыков; овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей; развитие восприимчивости и отзывчивости на музыку, воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности, а также других качеств личности и свойств педагогической деятельности, важных для исполнительства. Усвоение перечисленных выше знаний позволит участникам овладеть всем комплексом содержания общего музыкального образования, даст им возможность заниматься художественно-творческой деятельностью. Соблюдение вышеперечисленного возможно лишь при условии проведения работы по планированию и целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса в детском музыкальном коллективе, что, на наш взгляд, является необходимым звеном для повышения эффективности процесса обучения. Без логичного планирования и организации деятельности коллектива практически невозможно проводить планомерную работу по повышению общего музыкального уровня, уровня общей культуры участников музыкального коллектива. 

3. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс в ансамбле

     Вопрос о том, что играть и включать в репертуар, является главным и определяющим в деятельности любого коллектива. От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как играть. Формирование мировоззрения исполнителей, расширение их жизненного опыта происходят через осмысление репертуара, поэтому высокая художественность и духовность того или иного произведения, предназначенного для коллективного исполнения, есть первый и основополагающий принцип в выборе репертуара.
Особенно осторожно надо подходить к выбору репертуара в детском оркестре (ансамбле) русских народных инструментов. В репертуар, прежде всего, включается русская народная музыка. Народная песня, являющаяся источником классической музыкальной культуры – незаменимое средство развития основных музыкальных способностей учащихся. Без нее невозможно направленное музыкальное воспитание. Такие качества народной песни, как четкость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность форм делают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся различных возрастов. Являясь по преимуществу искусством, так называемых малых жанров, русская народная музыка, с ее, не отличающимися большой психологической сложностью музыкальными образами, доходчива и проста для восприятия. В то же время эта музыка не страдает примитивизмом: ей чужды элементы упрощенчества, лишенные содержательности внешние эффекты, простая иллюстрация. Задача репертуара – неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память». Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. 
Огромнейшие фонды классической музыки могут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Отличаясь глубиной содержания, произведения русской и зарубежной классики значительно обогащают художественный вкус, повышают интерес и потребности обучающихся. Классика – это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников коллектива и слушателей. В выборе таких пьес нужно особенно внимательно изучить характер и качество инструментовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или неудовлетворительной инструментовки пьесы теряют свои художественные достоинства, музыка с трудом узнается на слух. Необходимость тщательного отбора инструментовок вызвана и тем, что эти произведения хорошо известны широкой слушательской аудитории. С ними слушатели знакомы в самой разнообразной трактовке, в исполнении разных коллективов и музыкантов. Естественно, что каждое новое их исполнение вызывает не только повышенный интерес у слушателей, но и строгую взыскательность, «придирчивость». Выносить такие пьесы на суд слушателей можно, поэтому лишь тогда, когда они не только технически хорошо отработаны, но и свидетельствуют об оригинальной творческой трактовке. Произведения, включаемые в репертуар коллектива, должны отличаться интонационной конкретностью музыкального языка, особой наглядностью художественных образов, выразительностью. В значительной мере этим требованиям отвечают сочинения, созданные композиторами специально для коллективов русских народных инструментов.
Принципы подбора репертуара. Для учебной работы лучше всего брать легкие пьесы, мелодичные народные песни и танцы в легкой обработке, а также популярные пьесы, написанные для детей. Эти пьесы с интересом играются учащимися и не представляют, как правило, больших технических и художественных трудностей. При инструментовке пьес для начинающего коллектива домрам малым и баянам поручается играть мелодию (лучше всего в октаву). Балалайкам примам – в зависимости от  того, как освоен музыкантами инструмент, – можно поручить аккомпанемент или мелодию (бряцанием). Данное в определенном смысле стандартное распределение партий по инструментам способствует быстрому развитию мелодического слуха у участников, навыков чтения нот с листа, облегчает игру по руке дирижера. На практике проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы, когда участники овладевают инструментом, вырабатывают навыки коллективной игры, когда устанавливается тесное взаимопонимание между участниками и руководителем. В дальнейшем репетиции, самостоятельные занятия, учебный процесс строятся на разучивании таких пьес, которые составят концертный репертуар коллектива. Однако нельзя считать, что учебный репертуар играется только в классе, на репетиции: многие из учебных пьес включаются концертный репертуар и звучат с эстрады.
Основным требованием к подбору музыкальных произведений в коллективе, как уже отмечалось, является их художественная и эстетическая ценность. Это обусловлено тем, что творческая деятельность вообще и воспитательная функция музыкального исполнительства, в частности, могут быть успешно осуществлены лишь в процессе репродукции высокохудожественных произведений. Подлинно художественные произведения значительно сильнее пробуждают эмоции учащихся: содержание музыки вызывает интерес, обостряет восприятие детей, пробуждает их творческие способности. Музыкальные произведения с ярко выраженной мелодией способствуют успешному формированию и развитию музыкальных задатков ансамблистов, дают большую возможность воспитывать их музыкально грамотными.
Другое и тоже весьма существенное требование, предъявляемое к исполняемому репертуару, – его доступность. Степень посильности репертуара для коллектива и каждого из его участников – один из основных факторов плодотворного функционирования детского ансамбля (оркестра), его роста и эффективности художественно-творческого развития учащихся. Отбираемые произведения должны отвечать в первую очередь требованиям доступности для восприятия. То есть, при выборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, круг знаний и представлений об окружающей действительности, уровень навыков восприятия музыки, степень отзывчивости на нее, понимание средств музыкальной выразительности. Репертуар должен быть доступен для исполнения. Музыкальные произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыков на данном этапе обучения и воспитания.
Каждый исполнитель обязан в совершенстве овладеть порученной ему партией и исполнять ее так, чтобы самому получить удовольствие. Включаемые в исполнительские программы произведения должны быть доступными по объему (количеству музыкального материала), а также по фактурным трудностям. Однако важно подбирать, прежде всего, такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. То есть, художественная форма музыкального произведения (в широком ее понимании) не должна быть сложной.
Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара – его педагогическая целесообразность, т.е. он должен способствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки учащихся. Исполняемый репертуар должен вырабатывать исполнительские навыки и навыки коллективной игры, которые тесно взаимосвязаны между собой. И поскольку приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения. Таким образом, действует принцип многоплановости. Это очень важно и для музыкально-эстетического воспитания коллектива, так как художественные произведения, различные по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делают возможным разностороннее музыкальное развитие учащихся. Также в основе формирования репертуара не последнее место занимает принцип заинтересованности.
При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей. Очевидно, содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим. Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и познавательные задачи.
Не менее важное значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим развитием учащихся. Неумелый, бессистемный подбор музыкальных произведений отрицательно сказывается на музыкальном развитии детей, расхолаживает их, притупляет интерес к занятиям. Путь от простого к сложному – главный принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству. Сложность разучиваемых произведений наращивается постепенно, последовательно и непрерывно, что, в конечном итоге, приводит к заметному росту исполнительского уровня коллектива. Таким образом, проблема репертуара всегда была основополагающей в художественном творчестве. С репертуаром связана не только художественная направленность искусства, но и сам стиль исполнения. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным музыкальным коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в непрерывной связи с различными формами и этапами работы, будь то репетиция или концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, нарабатываются навыки коллективной игры, складывается художественно-исполнительское направление ансамбля (оркестра). В целом у каждого коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующих составу учеников, исполнительской манере, творческим задачам. Достигнув определенных вершин, накопив достаточный потенциал для нового роста мастерства, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле одолевать.

4. Педагогический авторитет руководителя детского коллектива
     В воспитании детского коллектива огромную роль играет личность руководителя, и, прежде всего – как педагога и воспитателя. Стремление отдать себя детям, вера в то, что без увлеченности творчеством нельзя стать по-настоящему гармоничным развитым человеком – этими чувствами должен обладать педагог. В силу специфики своей профессии, руководитель детского оркестрового коллектива, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова. Профессия педагога требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художественно-творческой деятельностью.
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойство и качество его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого – мягкий характер он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры вспыльчивости, жестокости или бесхарактерности, нетребовательности. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личности. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственные состояния личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигенции. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, - это доверие необходимо оправдать. Аванс доверия возмещается, прежде всего, высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственные самосовершенствования, высокая требовательность педагога к самому себе – главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.
Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи. Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям искусства и культуры, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к жизни. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитетом педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила – сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет естественным и прочным.
Эффективная организация педагогического процесса невозможно без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самое благоприятная и  эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви педагога к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствие к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинство и самоуважение. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, требовательности к себе. Учит их дружбе, доброте. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновение счастья, видя успехи своих воспитанников. Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сторонами своей многогранной личности: выступает в качестве организатора, заинтересованного наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руководителя, товарища и друга. Таким образом, завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложное, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться постоянно. Если педагог перестает быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношениях с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою «авторитетную» форму, осуществлять духовное нравственное восхождение. Это значит нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать свое поведение, преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое самомнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования. Авторитет не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействие детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной и нравственной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Непосредственное общение с детьми, духовно-ценностное влияние на них требует от руководителя повышенного внимания психическим переживаниям и состояниям детей, формирование их личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагог стремится перевести внешние социально-ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик тогда, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коллективное музицирование является одной из наиболее эффективных форм воспитания и обучения детей, занимающихся игрой на различных музыкальных инструментах. Грамотное построение учебно-воспитательного процесса позволяет решить ряд задач – это прежде всего воспитание различных музыкальных качеств, а также формирование качеств личностных. В связи с большим накопленным русским народным инструментарием багажом народных традиций, спектр таких задач расширяется до уровня стратегического, позволяющего не просто формировать качества личности исходя из обстоятельств, но делать это с учетом традиций и представлений русского этноса.
Между тем, как уже отмечалось, решение поставленных задач невозможно без анализа факторов успешного становления и развития традиций коллективного музицирования на русских народных инструментах в прошлом, так как на сегодняшний день можно констатировать весьма низкий уровень популярности народных инструментов. Как показывает анализ, осуществленный в первой главе, среди необходимых условий популярности русского народного инструментария выступали такие черты, как: относительная дешевизна инструментов, их изначально активное использование в различных сферах жизнедеятельности (охота, военные действия, различные формы досуга), а также постоянное развитие и усовершенствование как самих инструментов, так и форм музицирования во взаимосвязи с эволюцией музыкальных форм и принципов. Об употреблении ансамблей в народном быту в летописных и других памятниках истории есть только косвенные указания. Но и они находят подтверждение, в частности, в том, что многие из дошедших до наших дней фольклорных форм ансамблевого музицирования есть все основания возводить не только к временам восточнославянской общности, но и к более ранним эпохам.
Конкретные составы инструментальных ансамблей восточных славян нам неизвестны, известен лишь принцип включения инструментов в ансамбль: в одно целое объединялись инструменты всех трех родов – струнные, духовые и ударные.
Смешанные ансамбли случайного состава объединяли группы игрецов от 2-3 и более человек до нескольких десятков, а, возможно, и сотен, если иметь в виду и ратные оркестры. Однако однородные и смешанные ансамбли малого состава распространены в живой традиции значительно шире, чем ансамбли большого состава. В ряде мест некоторые однородные ансамбли складывались в устойчивую традицию, например смоленский дуэт скрипачей, курский ансамбль кувикл, малые ансамбли владимирских рожков и др., многие из которых остались неизученными.
Первые попытки восстановления развитого коллективного музицирования возникли вскоре после создания по инициативе Н.И. Белобородова конструкции хроматической гармоники: к концу 1880-х годов он организует «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках». Для этого были изготовлены оркестровые инструменты, различные по размерам, тесситуре и тембровым характеристикам – гармоники-пикколо, прима, секунда, альт, виолончель, бас и контрабас. Дальнейшие попытки развития коллективного исполнительства на русских народных инструментах связаны с деятельностью В.В. Андреева и его сподвижников, коллег по Великорусскому оркестру. 
На сегодняшний день можно в целом говорить о сложившемся облике русских народных инструментов, в массе своих ставших фактически академическими инструментами со всеми присущими чертами: неизменность конструкции, сложившиеся исполнительские школы, что однако не делает меньшим их педагогический потенциал.
Одним из необходимых требований для успешного учебно-воспитательного процесса является ведение грамотной репертуарной политики, позволяющей знакомить ученика с культурой русского народа, формировать его личностные качества. В репертуар оркестра, прежде всего, должна включаться русская народная музыка. Народная песня, являющаяся источником классической музыкальной культуры – незаменимое средство развития основных музыкальных способностей учащихся. Такие качества народной песни, как четкость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность форм делают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся различных возрастов.
Необходимое требование – это сохранение интереса ребенка к музыкальному искусству, игре на народных инструментах (что на сегодняшний день практически невозможно без использования синкретических форм знакомства с материалом). Это подтверждается значительным интересом в целом к народному художественному творчеству с позиций именно досугового творчества. Именно этому обстоятельству должен отвечать учебный процесс детской школы искусств. 
В связи с этим встает весьма важная проблема. Учебно-воспитательным процессом должен руководить педагог, обладающий большим авторитетом среди участников оркестрового коллектива, способный выслушать, решить проблемы различного уровня, обладающий высоким уровнем духовных и профессиональных качеств, и, самое главное, обладающим талантом педагогического притяжения, обусловленного интересом к личности ребенка. Сегодня образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой ситуации рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога должны возобладать в сознании детей и дать ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам. Не менее важным является духовность воспитателя, его способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы, признавать свои ошибки и промахи.
Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Именно соблюдение всех вышеперечисленных условий построения учебного процесса позволяет наиболее эффективно решить проблемы пропаганды коллективного музицирования, в частности, в детских школах искусств, находящихся сегодня фактически в тупике из-за отсутствия четко и глубоко продуманной стратегии развития и методики обучения, отвечающих реальным условиям и требованиям сегодняшнего дня.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Абдулин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдулин. – М.: Просвещение, 1983 – 112 с.
  • Авксентьев, В. Оркестр русских народных инструментов / В. Авксентьев. – М., 1962. – 142 с.
  • Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. трудов. – Вып. 62 – М.: МГИК, 1982. – 160 с.
  • Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Сб. трудов. – Вып. 62 – М.: МГИК, 1982. – 160 с.
  • Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 336 с.
  • Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 306 с.
  • Бакланова, Н.К. Методика работы с самодеятельным коллективом / Н.К. Бакланова. – М.: МГИК, 1980. – 89 с.
  • Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: уч. пособие / Н.К. Бакланова. – М.: МГИК, 1994. – 120 с.
  • Бакланова, Н.К. Психологические основы профессионального мастерства / Н.К. Бакланова. – М., 1991. – 53 с.
  • Банин, А.А. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции / Банин А.А. // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. – М., 1986. – С. 42-53.
  • Банин, А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции / А.А. Банин. – М., 1997. – 247 с.
  • Белкин, А.А. Русские скоморохи / А.А. Белкин. – М., 1975. – 136 с.
  • Биберган, В.Д. Перспективы развития в самодеятельном оркестре русских народных инструментов / В.Д. Биберган. – М., 1967. - 130 с.
  • Биберган, В.Д. Традиции народного музицирования в самодеятельном оркестре русских народных инструментов / В.Д. Биберган. – М., 1999. – 260 с.
  • Библиографический указатель репертуара, рекомендуемого коллективам музыкальной самодеятельности. – М.: Музыка, 1984. – 29 с.
  • Большаков, А. Организация и руководство оркестром народных инструментов / А. Большаков. – Киев: Сов. композитор, 1969. – 66 с.
  • Вертков, К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков. – Л., 1975. – 289 с.
  • Возрастная и педагогическая психология / Ред. А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  • Вопросы музыкальной педагогики и исполнительской культуры в подготовке учителя музыки: Межвуз. сб. науч. трудов. – Владимир: ВГПИ, 1988. – 100 с.
  • Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Уч. пособие, Вып. 2 / Под ред. В.П. Саранина. – Тамбов: ТГИК, 1991. – 136 с.
  • Герберштейн, С. Записки о московитских делах / С. Герберштейн. – СПб., 1908. – 228 с.
  • Глейхман, В.Д. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов / В.Д. Глейхман. – М.: МГИК, 1976. – 53 с.
  • Голиков, И.И. Дополнения к деяниям Петра Великого. Т. 10. / И.И. Голиков. – М., 1992. – 115 с.
  • Гошовский, В.Л. У истоков народной музыки славян / В.Л. Гошовский. – М., 1970. – 142 с.
  • Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
  • Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: уч. пособие / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Изд. центр «Академия»,1998. –240с.
  • Иванов-Радкевич, А. О воспитании дирижера / А. Иванов-Радкевич. – М., 1973. – 120 с.
  • Ильина, Е.К. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки / Ильина Е.К. // Музыкальное воспитание в школе, вып. 17. / Сост. О. Апраксина. – 94 с.
  • Илюхин, А. Оркестр народных инструментов / А. Илюхин. – М., 1988. – 66 с.
  • Имханицкий, М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. Учебное пособие / М. Имханицкий. – М., 2000. – 321с.
  • Имханицкий, М. Просветительские идеи В.В. Андреева: история и современность / Имханицкий М. // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1988. – С. 68-81.
  • Имханицкий, М. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. Имханицкий. – М., 1987. – 108 с.
  • Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: Уч. пособие / М.И. Имханицкий. – М.: Изд.-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
  • Ионов, В.И. Оркестр русских народных инструментов в учебном процессе общеобразовательных школ. / Ионов В.И. // Первые Делициевские чтения. – Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. – С. 54-55.
  • Казачков, С.А. От урока к концерту / С.А. Казачков. – Казань: Изд.-во Казанского университета, 1990. – 343 с.
  • Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн-Калик. – М.: Знание, 1967. – 248 с.
  • Капишников, Н.А. Музыкальный момент: Рассказы о школьном оркестре народных инструментов: Книга для учителя: Из опыта работы / Н.А. Капишников. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  • Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Уч. пособие / А.С. Каргин. – М.: Просвещение, 1984. – 224 с.
  • Каргин, А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов / А.С. Каргин. – М.: Музыка, 1982. – 159 с.
  • Кирюшина, Т.В. Традиционная русская инструментальная музыка / Т.В. Кирюшина. – М., 1989. – 292 с.
  • Коротов, В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса / В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1983. – 158 с.
  • Кошелев, А.С. Традиция балалаечных ансамблей в Белгородской области / Кошелев А.С. // Проблемы стиля в народной музыке. – М., 1986. – С. 37-52.
  • Красносельский, А.А. Традиции и организационно-педагогические основы работы детского оркестра народных инструментов в клубе. / Красносельский, А.А. // Роль клубных учреждений в развитии музыкального творчества. – Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1982. – С. 55-64.
  • Кушнер, Г. О работе с оркестром в первый год обучения. Советы руководителям самодеятельных оркестров народных инструментов / Г. Кушнер. – М., 1985. – 210 с.
  • Лагутин, А. Основы педагогики музыкальной школы: Уч. пособие / А. Лагутин. – М.: Музыка, 1985. – 143 с.
  • Липченко, В. Курс игры в оркестре народных инструментов. Пособие. Вып. 1, 2 / В. Липченко. – Киев, 1975, 1977.
  • Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 76 с.
  • Максимов, Е. Ансамбли и оркестры гармоник / Е. Максимов. – 3-е изд. – М., 1979. – 229 с.
  • Максимов, Е.И. Ансамбли и оркестры русских народных инструментов / Е. Максимов. – М., 1984. – 174 с.
  • Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Уч. пособие / Э.И. Медведь. – М.: Центр гуманит. лит. «РОН», 2002. – 48 с.
  • Мюнш, Ш. Я – дирижер / Ш. Мюнш. – М., 1982. – 247 с.
  • Науменко, С.И. Формирование музыкальности у младших школьников // Вопросы психологии / С.И. Науменко. – М., 1987. - №4. – С. 72-76.
  • Немов, Р.С. Психология: Уч. пособие / Р.С. Немов. – Кн. 2: Психология образования. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 68 с.
  • Нестор. Повесть временных лет. Пер. Б.А. Романова. Ч.1. / Нестор. – М.-Л., 1950. – 139 с.
  • Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива / Новикова Л.И. // Педагогика: Уч. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского– М.: Просвещение, 1988. – С. 260-271.
  • Оркестр русских народных инструментов в музыкальной школе. – М.: Музыка, 1971. – 38 с.
  • Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера: Сб. тр. (межвуз). Вып. 85 / ГМПИ им. Гнесиных, отв. ред. М.И. Имханицкий и В.В. Чистяков. Сост. В.М. Зиновьев. – М., 1986. – 156 с.
  • Педагогика: Уч. пособие / Сост. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
  • Поздняков, А.Б. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов / А.Б. Поздняков. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1964. – 32 с.
  • Поздняков, А.Б. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании молодежи / А.Б. Поздняков. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. – 20 с.
  • Полонов, В. Самодеятельный оркестр народных инструментов / В. Полонов. – М., 1954. – 71 с.
  • Польшина, А. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития / Польшина А. // Народное творчество: Вопросы музыкальной самодеятельности и фольклора. М.: МГИК, 1974. – 117-133 с.
  • Прошко, Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов / Н. Прошко. – Минск, 1972. – 46 с.
  • Речменский, Н. Массовые музыкальные народные инструменты / Н. Речменский. – М., 1963. – 326 с.
  • Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей / Сост. и ред. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – 104 с.
  • Роль оркестров народных инструментов в межэтническом общении. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных, вып. 153. / Ред-сост. М. Имханицкий. – М., 1999.
  • Руднева, А.В. Курские танки и карагоды / А.В. Руднева. – М., 1975. – 184с.
  • Сегал, А. Организация и начальный период работы с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. Методическое пособие / А. Сегал. – Свердловск, 1965. – 168 с.
  • Смирнов, Б. Искусство владимирских рожечников. Изд. 2. / Б. Смирнов. – М., 1965. – 198 с.
  • Сугоняева, Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Мет. пособие для преподавателей ДМШ / Е.Э. Сугоняева. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 176с.
  • Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. / Б.М. Теплов – М., 1961. – С. 216-440.
  • Тихонов, Б.Д. Организация учебно-воспитательного процесса в самодеятельном оркестре народных инструментов / Б.Д. Тихонов. – М.: МГИК, 1988. – 68 с.
  • Тихонов, Б.Д. Основы методики занятий в самодеятельном ансамбле русских народных инструментов / Б.Д. Тихонов. – М.: МГИК, 1978. – 51с.
  • Тихонов, Б.Д. Самодеятельное народно-инструментальное исполнительство в школе / Тихонов Б.Д. // Из истории музыкального воспитания / Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1990. – С. 147-151.
  • Ушенин, В. Народно-инструментальное ансамблевое исполнительство на Дону: история и современность / В. Ушенин. – Ростов-на-Дону, 2001. – 183 с.
  • Халабузарь, П.В. Массовое музыкальное образование и задачи детских музыкальных школ / Халабузарь П.В. // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей. – Л.: Музыка, 1980. – С. 85-93.
  • Чунин, В. Современный русский народный оркестр / В. Чунин. – М.: Музыка, 1981. – 96 с.
  • Шахматов, Н. Переложение музыкальных произведений для различных ансамблей русских народных инструментов / Н. Шахматов. – Л.: ЛГИК, 1983. – 87 с.

    _____________

     

 


Фото-галерея
зарубежных композиторов классиков

Bach
И. С. Бах
(1685-1750)

Gendel
Г. Гендель
(1685-1750)
Gluk
К.В. Глюк
(1714-1787)
Gaidn
И. Гайдн
(1732-1809)
Mozart
В.А. Моцарт
(1759-1791)
Bethoven
Л.В. Бетховен
(1770-1827)
Schubert
Ф. Шуберт
(1797-1828)

Mendelson
Ф. Мендельсон
(1809-1847)


   
Copyright © 2009 by "ANDANTE-MUSIC "   •   All Rights reserved   •   E-Mail:
andante-music@yandex.ru



Hosted by uCoz
Димитровградский музыкальный колледж